30 мая – 1 июня 2017 года в соответствии с постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 8 февраля 2017 года №536 в Москве состоялось юбилейное заседание Совета судей Российской Федерации.
В 1989 году был принят Закон «О статусе судей в СССР». Статья 14 этого Закона предусматривала ежегодный созыв судей субъектов Союза и субъектов республик на конференции.
К компетенции конференций были отнесены: обсуждение возникших в судебной практике вопросов применения законодательства, обращение в высшие суды с предложениями о даче руководящих разъяснений, о толковании законов, избрание квалификационных коллегий судей.
Однако судьи не ограничились рассмотрением только этих вопросов, стали обсуждать и другие накопившиеся к тому времени проблемы, в частности, вопросы ресурсного обеспечения, социальной защиты судей, взаимоотношения с органами юстиции, что послужило началу процесса самоорганизации судей в сообщество.
В 1991 году по инициативе Председателя Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедева, министра юстиции Н.В. Федорова и группы судей был созван I Всероссийский съезд судей, на котором 17-18 октября 1991 года было принято решение о создании Совета представителей судей как органа, функционирующего в период между съездами и призванного содействовать проведению судебной реформы в России, защищать интересы судей, представлять их в других органах государственной власти.
Во исполнение этого решения в каждом субъекте Российской Федерации были проведены конференции, избравшие по одному представителю в Совет судей Российской Федерации. Делегатом от Астраханской области была избрана Жукова Галина Федоровна, народный судья Советского районного народного суда г. Астрахани.
В марте 1992 года в г. Москве состоялось первое заседание Совета судей Российской Федерации, председателем которого был избран Карцев Гарольд Николаевич.
К моменту созыва Совета на первое заседание российская судебная система переживала глубокий кризис, судейский корпус находился на грани развала.
Крупными задачами, стоящими перед Советом судей Российской Федерации в тот период, были сохранение целостности федеральной судебной системы и единства статуса судей, отделение судебной власти от исполнительной путем передачи функций по организационному, ресурсному и кадровому обеспечению судов общей юрисдикции от Министерства юстиции России к Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации - органу, полностью подотчетному судейскому сообществу. Это обусловливалось недостаточностью бюджетного финансирования судебной системы. В стране начался процесс прекращения осуществления правосудия, ряд судов фактически прекратили назначение судебных дел и их рассмотрение, что влекло нарушение конституционных прав граждан на судебную защиту, были переполнены следственные изоляторы, а в условиях разгула преступности это ставило под угрозу внутреннюю безопасность страны.
Поэтому первое, с чего Совет судей первого созыва начал свою работу, была подготовка проекта закона «О статусе судей в Российской Федерации».
Министерством юстиции России был подготовлен проект этого закона, но на заседании Совета он подвергся резкой критике, так как не содержал гарантий независимости судей, не решал социальных вопросов. В результате Совет судей разработал принципиально новый проект, который и был внесен на рассмотрение парламента. При подготовке проекта был поставлен своего рода рекорд: со дня написания первой строчки до подписания его Президентом России прошло меньше трех месяцев. Показательно, что законопроект внесли Верховный Суд Российской Федерации, Президент Российской Федерации, а также Комитет по законодательству Верховного Совета Российской Федерации – представители всех ветвей власти. Случай сам по себе уникальный.
В июне 1992г. законопроект был принят, и это стало главным итогом деятельности Совета судей России первого созыва.
Первый состав Совета также принял участие в работе над проектом Конституции Российской Федерации по главе о судебной власти, так как был наиболее заинтересован в эффективности правосудия, демократических гарантиях и прав граждан.
Из воспоминаний Жуковой Г.Ф., участника первого заседания Совета судей Российской Федерации, ныне судьи в отставке:
«В начале 1990-х годов в работе судов и всего судейского сообщества в целом стали возникать очень серьезные проблемы, на которые необходимо было реагировать и срочно решать.
В первую очередь это диктовалось требованиями сохранения государственной структуры, поскольку судебная система находилась внутри административной структуры исполнительной власти и подчинялась Министерству юстиции. При этом суды в своей повседневной деятельности были целиком зависимы от местных властей – на уровне исполкомов местных Советов тогда решались почти все бытовые и производственные проблемы судов: финансовые, жилищные, ремонтные, кадровые и так далее.
В существовавших тогда условиях даже и не приходилось говорить о какой-либо независимости ветви судебной власти от государства в целом.
Анализируя ситуацию, сложившуюся в первой половине 90-х годов в работе судебной системы, руководители областных судов ряда российских регионов пришли к выводу, что справиться с возникшими трудностями в одиночку вряд ли возможно. Результатом их взаимодействия стало создание оргкомитета по созыву первого Всероссийского съезда судей.
Процедура выдвижения кандидата в первый состав Совета судей Российской Федерации происходила в конце 1990 - начале 1991 года в два этапа: сначала в каждом регионе отбирали несколько делегатов на конференцию судей в г.Саратове, где собрались порядка двухсот человек с Нижнего Поволжья и Северного Кавказа, уже на которой детально обсуждался каждый кандидат: стаж работы в судебной системе, образование, семейное положение и даже утверждаемость по гражданским и уголовным делам.
На общем собрании судей Астраханской области меня избрали председателем Совета судей Астраханской области, и я была приглашена на первое заседание Совета судей Российской Федерации, которое состоялось в марте 1992 года в г. Москве. Его председателем был избран Карцев Гарольд Николаевич - председатель Севастопольского районного народного суда г. Москвы, который совместно с Верховным Судом Российской Федерации и Министерством юстиции до первого Всероссийского съезда судей создал оргкомитет, работающий над созданием проекта закона «О статусе судей в Российской Федерации».
Ранее на Всероссийском съезде судей были избраны органы судейского сообщества: постоянно действующий Совет судей Российской Федерации и его руководящий орган – президиум Совета судей, Всероссийская квалификационная коллегия судей, а также рабочий комитет по подготовке законопроектов.
На одном из заседаний президиума Всероссийского совета судей было решено, что судейскому сообществу необходим закон, который бы законодательно закрепил статус судьи, социальные гарантии, а также позволил бы контролировать всю финансовую деятельность судебного департамента.
На первом заседании Совета судей Российской Федерации Карцев Г.Н. информировал о работе оргкомитета после Всероссийского съезда судей, в том числе и о работе над проектом закона «О статусе судей в Российской Федерации».
Так, например, была предложена комплексная программа по реформированию работы Российской правовой академии. В проекте закона предлагалось создать еще Университет юстиции и Центр международно-правового сотрудничества с другими странами, которые бы также занимались вопросами подготовки кандидатов в судьи, их обучения и повышения квалификации действующих судей с отрывом от производства.
В частности, предлагалось, чтобы кандидата на должность судьи зачисляли в штат суда, где он должен был в течение двух лет проработать в должности помощника председателя суда или консультанта, затем в должности адвоката, в исправительном учреждении, в следственных органах и в психиатрии – в течение двух-трех месяцев в каждом месте. Кроме того, кандидат должен был проходить обучение в Российской правовой академии в течение 6-8 месяцев. Однако часть предложений, указанных в проекте, не нашли своего места в практике подготовки судей.
Также предлагалось поощрять не только судей, но и других судебных работников присвоением классных чинов, а в целях исключения коррупции по истечении определенного времени работы переводить судью из одного суда в другой.
Было очень много предложений о том, что конкретно должен содержать закон, члены рабочей группы спорили о том или ином положении закона или даже о каком-нибудь конкретном слове, доказывали необходимость того или иного изменения, корректировали уже обсужденные разделы, однако не все предложения были включены в проект закона.
В итоге президиумом Совета судей Российской Федерации был разработан проект закона «О статусе судей в Российской Федерации», после окончательного обсуждения с председателем Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедевым текст закона был вынесен на очередное заседание Верховного Совета Российской Федерации. Однако первоначальной реакцией депутатов было резкое неприятие закона. В связи с чем В.М. Лебедевым было предложено принять проект за основу, а для его доработки всем желающим присоединиться к инициативной группе и совместно работать над изменениями. В итоге закон «О статусе судей в Российской Федерации» после достаточно длительного обсуждения 26 июня 1992 года был принят Верховным Советом Российской Федерации и исправно действует до настоящего времени. И хотя в закон уже внесено достаточно много поправок, основные его положения, в том числе о независимости и несменяемости судей, по сей день остаются неизменными.
Особенно остро на тот момент стоял вопрос материального обеспечения судей, поскольку решением материальных и финансовых проблем судов занималось Министерство юстиции, однако проверки его деятельности, проводившиеся в 90-х годах, показали, что Министерство юстиции в то время не раз использовало предназначенные для судов средства не по их целевому назначению. В итоге судейскому сообществу пришлось пойти на полный выход из подчинения Министерству юстиции и создание Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, который теперь и занимается текущими проблемами судебной системы России, в том числе и проблемой ее финансового обеспечения.
В то время далеко не у всех судов были здания, соответствующие требованиям не только санитарным и техническим, но и удобные именно для судебной работы, то есть подходящие по своей внутренней планировке и расположенные в границах населенных пунктов (городов, сел, поселков) для удобного проезда граждан.
Необходимо рассказать и о том, как после августа 1991 года на местах исполнялось известное распоряжение Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина о передаче в распоряжение судов зданий, ранее принадлежавших районным комитетам КПСС. В нашей области для выполнения этого распоряжения пришлось очень серьезно бороться, так как местные власти не стремились передать здания, которые ранее занимали партийные органы, под храмы Фемиды.
На первом заседании Совета судей Российской Федерации, помимо обсуждения законопроектов и финансовых проблем, обсуждались и другие вопросы.
Например, проблемы определения и исчисления судейского стажа: включать ли в его подсчет работу не только в суде, но и в правоохранительных органах, прокуратуре, адвокатуре, нотариате.
Обсуждался вопрос обеспечения судей огнестрельным оружием, особенно в Северной Осетии, Дагестане, Ростовской области, Краснодарском крае. Однако это предложение не было принято, поскольку у судей отсутствовали возможность надлежащего хранения такого оружия и умение его использовать.
К тому моменту уже назрела необходимость внесения изменений в гражданско-процессуальное законодательство, это тоже было на повестке заседания первого Совета судей Российской Федерации.
На заседании выступали не только представители судов регионов Российской Федерации, но и судьи Верховного Суда Российской Федерации: заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации Сергеева Н.Ю., первый заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации Радченко В.И., заместитель председателя Верховного Суда Российской Федерации Жуйков В.М., заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации Меркушов А.Е. и другие, которые ставили перед судьями определенные задачи, приводили статистику рассмотрения дел, доводили до сведения обзоры судебной практики по конкретным категориям дел, которая членами Совета судей, принимавших участие в заседании, доводилась до сведения коллег на местах.
В целом, судьи были воодушевлены тем, что власть, наконец, обратила внимание на судейское сообщество и его проблемы, и благодаря Совету судей Российской Федерации началось их решение».
Астраханский областной суд, Совет судей Астраханской области, Управление Судебного департамента в Астраханской области сердечно поздравляют судей Астраханской области с юбилейной датой, выражают уверенность в успешной реализации накопленного опыта работы по защите интересов судей как носителей судебной власти, укреплению независимости и авторитета судебной власти, и желают счастья, здоровья, долгих плодотворных лет работы в суде.