Поиск Войти
Выбор региона
Астраханская область

Исторический очерк

Исторический очерк

Первый Совет судей (1991-1993 г.г.)

В 1989 году был принят Закон «О статусе судей в СССР». Статья 14 этого Закона предусматривала ежегодный созыв судей субъектов Союза и субъектов республик на конференции.
К компетенции конференций были отнесены: обсуждение возникших в судебной практике вопросов применения законодательства, обращение в высшие суды с предложениями о даче руководящих разъяснений, о толковании законов, избрание квалификационных коллегий судей.
Однако судьи не ограничились рассмотрением только этих вопросов, стали обсуждать и другие накопившиеся к тому времени проблемы, в частности вопросы ресурсного обеспечения, социальной защиты судей, взаимоотношения с органами юстиции. Начался процесс самоорганизации судей в сообщество.
В 1991 году по инициативе Председателя Верховного Суда Российской Федерации В. Лебедева, Министра юстиции Н.Федорова и группы судей был созван I Всероссийский съезд судей, состоявшийся 17-18 октября 1991 года, на котором было принято решение о создании Совета представителей судей, как органа, функционирующего в период между съездами и который был призван содействовать проведению судебной реформы в России, защищать интересы судей, представлять их в других органах государственной власти.
Во исполнение этого решения в каждом субъекте Российской Федерации были проведены конференции, избравшие по одному представителю в Совет.
Первый состав Совета судей Российской Федерации

Судьи уже тогда осознали, что успех судебной реформы находится в их собственных руках, что от их активной позиции зависит, состоится ли в России судебная власть, поэтому наряду с реализацией внутренних потребностей судейского сообщества в поле зрения Совета оказалось практическое содействие реализации постановления Верховного Совета РСФСР «О концепции судебной реформы в РСФСР».
В марте 1992 года в Москве состоялось первое заседание Совета судей, на котором был избран Президиум Совета судей Российской Федерации из 9 человек.
Первым председателем Совета судей Российской Федерации был избран Карцев Гарольд Николаевич.
Заместителями председателя Совета были избраны Бобров Михаил Михайлович, Демидов Владимир Венидиктович.
В последующем состав Президиума был увеличен до 12 человек.

Согласно постановлению Президиума Совета судей Российской Федерации от 27 августа 1992 года для оказания более эффективной помощи со стороны Президиума, было произведено раскрепление членов Президиума по регионам страны. Член Президиума, отвечающий за зону должен был оказывать членам Совета судей этой зоны необходимую помощь, держать с ними постоянную связь, информировать их о решениях Президиума, центральных органов власти. Кроме того, члены Президиума в своей зоне должны были представлять Совет судей в исполнительных и законодательных органах власти, в необходимых случаях добиваться лично реализации статуса судей.

К моменту созыва Совета на первое заседание российская судебная система переживала глубокий кризис, судейский корпус находился на грани развала. В каждом регионе лежали десятки, а по России – сотни судейских заявлений об увольнении, а желающих стать судьей практически не было. Поэтому первое, с чего Совет начал свою работу, была подготовка проекта закона «О статусе судей в Российской Федерации».

Минюстом России был подготовлен проект закона «О статусе судей в Российской Федерации», но он на заседании Совета подвергся резкой критике, так как не содержал гарантий независимости судей, не решал социальных вопросов, был по существу пустым. В результате Совет судей разработал принципиально новый проект, который и был внесен на рассмотрение парламента. При подготовке проекта был поставлен своего рода рекорд: со дня написания первой строчки и подписания его Президентом России прошло меньше трех месяцев. Показательно, что при внесении законопроект подписали не только Верховный Суд Российской Федерации, но и Президент Российской Федерации, а также Комитет по законодательству Верховного Совета Российской Федерации.

В июне 1992 г. законопроект был принят и это стало главным итогом деятельности Совета судей Российской Федерации первого созыва.
Первый состав Совета судей Российской Федерации принял также непосредственное участие в работе над проектом Конституции Российской Федерации по главам о судебной власти, так как был наиболее заинтересован в эффективности правосудия, демократических гарантиях и прав граждан, о чем свидетельствует постановление Совета судей Российской Федерации от 21 мая 1993 г.

Совет судей (1993-1996 г.г.)


29-30 июня 1993 года состоялся II Всероссийский съезд судей. Наряду с судьями судов общей юрисдикции в нем впервые приняли участие судьи арбитражных и военных судов. Был сделан еще один шаг к объединению всех судей страны в единое сообщество.
Съезд избрал новый состав Совета судей, в который вошли судьи судов общей юрисдикции, арбитражных и военных судов.
Количественный состав Совета увеличился до 112, а Президиум – до 15 человек. Несколько позднее в состав Совета вошел судья Конституционного Суда Российской Федерации.
В состав 2-го Совета судей Российской Федерации были избраны

Таким образом, Совет судей стал единственным органом в стране, объединяющим судей судов всех уровней и всех субъектов Российской Федерации. Объединяющая и координирующая роль – это еще одна из главнейших функций Совета.

Съездом было принято Положение «Об органах судейского сообщества», которым были определены полномочия Совета судей, периодичность пленарных заседаний. В период между съездами судей полномочия высшего органа судейского сообщества поручено было осуществлять Совету судей Российской Федерации.
Работа Совета организуется в секциях, образуемых от общих, арбитражных и военных судов, и на пленарных заседаниях. Заседания секций и пленарные заседания проводятся не реже одного раза в год. На практике большинство вопросов решалось на пленарных заседаниях, которые проводились два раза в год.

По поручению II Всероссийского съезда Совет судей принял Кодекс чести судьи Российской Федерации, устанавливающий правила поведения судей в профессиональной и внеслужебной деятельности, обязательные для каждого судьи, независимо от занимаемой должности. Практикой Верховного Суда Российской Федерации и квалификационных коллегий судей Кодексу придан нормативный характер.

Принятие Кодекса чести свидетельствует о том, что Совет судей был озабочен не только вопросами социальной защиты судей, сохранением льгот и привилегий, но и состоянием судейского корпуса страны, наведением порядка в своем собственном доме.

Постановлением Совета судей Российской Федерации от 20 января 1994 г., во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 25 декабря 1993 г. № 2289 (которым было рекомендовано Совету судей провести Всероссийский съезд судей для выдвижения кандидатур на вакантные должности судей Конституционного Суда Российской Федерации), было признано необходимым провести III (внеочередной) Всероссийский съезд судей 24-25 марта 1994 г. в г. Москве, который и состоялся в эти сроки.

Новый Совет судей Российской Федерации на этом съезде не избирался, так как срок полномочий членов Совета судей, избранных II Всероссийским съездом судей, в период проведения III внеочередного съезда еще не истек.

16 марта 1995 г. на основании заявления Боброва М.М. об освобождении его от обязанностей председателя Совета судей Российской Федерации Совет судей освободил его от должности председателя Совета судей и избрал новым председателем судью Верховного Суда Российской Федерации Сидоренко Юрия Ивановича.

Крупными задачами, поставленными перед Советом самой жизнью, стали: сохранение целостности федеральной судебной системы и единства статуса судей,отделение судебной власти от исполнительной путем передачи функций по организационному, ресурсному и кадровому обеспечению судов общей юрисдикции от Минюста России к Судебному департаменту – органу, полностью подотчетному судейскому сообществу.

Первоочередной задачей стало сохранение действующих судов как единой федеральной системы. Закон "О судебной системе в Российской Федерации" был одобрен Советом Федерации 26 декабря 1996 г. Так завершились многолетние усилия высших судов и Совета судей трех созывов.

Совет судей предпринял все меры и не дал растащить судебную систему по местным квартирам, сохранив тем самым единое правовое пространство, которое обеспечивает сейчас гражданам правовую защиту на территории всей страны и является одной из гарантий целостности государства, а судьям обеспечивает гарантии единого правового статуса.

18 октября 1995 года после долгих споров и дискуссий Совет судей принял историческое постановление о необходимости создания Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Споры между судьями закончились, и началась практическая работа по реализации этого решения.

Это обуславливалось тем, что из федерального бюджета на финансирование судебных органов выделялись недостаточные средства. Суды из года в год не получали полностью бюджетные ассигнования, которые должны были им направлены в соответствии с законом. В стране начался процесс прекращения осуществления правосудия. Из сообщений с мест было видно, что деятельность судов была парализована, ряд судов фактически прекратили назначение судебных дел и их рассмотрение, что влекло нарушение конституционных прав граждан на судебную защиту, были переполнены следственные изоляторы, а в условиях разгула преступности это ставило под угрозу внутреннюю безопасность страны.

Президиум Совета судей полагал, что в создавшейся ситуации в первую очередь был повинен Министр юстиции Ковалев В.А., который самоустранился от решения возникших проблем, не занимался лично практической реализацией вопросов, которые неоднократно ставились перед ним судейским сообществом.

Совет судей Российской Федерации неоднократно информировал о сложившейся ситуации Президента и Правительство Российской Федерации, однако Указы Президента Российской Федерации и ряд поручений Правительства Российской Федерации, направленные на вывод судебной системы из катастрофического положения, Министерством юстиции не выполнялись.

Учитывая, что Министр юстиции Ковалев В.А. и возглавляемое им Министерство юстиции не способны были обеспечить нормальную деятельность судов, судейское сообщество пришло к твердому убеждению, что функции материального, ресурсного и кадрового обеспечения должны быть возложены на Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. К такому же выводу пришел и Совет по судебной реформе при Президенте Российской Федерации. В Администрацию Президента РФ были подготовлены и направлены соответствующие проекты указа Президента РФ и временное положение о Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации.

Однако Министерство юстиции, вопреки мнению судейского сообщества, препятствовало решению этого вопроса, стремилось сохранить право распоряжения финансовыми ресурсами судов и влияния на суды.

Совету судей Российской Федерации ничего не оставалось, как выразить недоверие Министру юстиции Российской Федерации Ковалеву В.А., о создавшемся положении с обеспечением деятельности судов общей юрисдикции довести до сведения Президента Российской Федерации Ельцина Б.Н., Председателя Правительства Российской Федерации Черномырдина В.С., Секретаря Совета безопасности Лебедя А.И. и просить Президента Российской Федерации решить вопрос о создании Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Совет судей (1996-2000 г.г.)


Согласно постановлению IV (Чрезвычайного) Всероссийского съезда судей от 5 декабря 1996 г. в Совет судей Российской Федерации было избрано 114 человек (от Конституционного Суда – 1, от судов общей юрисдикции – 89, от военных – 9, от арбитражных – 15).
Подробнее

Для оперативного коллегиального рассмотрения вопросов Советом судей был избран председатель Совета, 3 заместителя председателя и члены Президиума Совета судей Российской Федерации, в составе 11 человек (от Конституционного Суда – 1, от судов общей юрисдикции – 7, от военных – 1, от арбитражных – 2). Всего 15 человек.

Решение Совета судей о создании Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, о котором говорилось ранее, поддержал и IV Всероссийский съезд судей. На нем был обсужден и одобрен подготовленный Советом судей проект закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации». В статье 31 Закона сказано, что Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации обеспечивает деятельность судов общей юрисдикции, а его руководитель назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда с согласия Совета судей Российской Федерации, т.е. этот орган полностью подотчетен и подконтролен судейскому сообществу.

Совет судей получил новые законодательно закрепленные полномочия.
Спустя год, в декабре 1997 года, несмотря на нелегкий процесс прохождения законопроекта в палатах Федерального Собрания Российской Федерации, Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» был принят.

Совет совместно с Председателем Верховного Суда Российской Федерации приступил к созданию нового федерального органа. С этого момента значительная доля внимания Президиума, Совета судей стала уделяться становлению Судебного департамента, организации его деятельности. Был проведен ряд заседаний Президиума, «круглый стол» для ввода в должности работников Судебного департамента, для разъяснения задач органов судейского сообщества и Судебного департамента. Так был сделан еще один крупный шаг на пути укрепления самостоятельности и независимости судебной власти.

В 1997 году также был принят Закон «О судебных приставах». Идея создания этой службы родилась еще в 1992 году в Президиуме Совета судей и была обусловлена проблемами безопасности судов и судей.
Был разработан первый проект закона, но затем Совет судей сосредоточился на законопроекте «О Судебном департаменте», а проектом закона о судебных приставах стал заниматься Минюст России. После принятия закона и по настоящее время эта служба, к сожалению, не выполняет свои задачи. После многократных переговоров с руководителями службы судебных приставов Совет судей пришел к выводу, что эту службу необходимо передать в ведение Судебного департамента. Верховный Суд РФ поддержал эту идею и в порядке законодательной инициативы внес соответствующий законопроект в Государственную Думу. Поддерживают Совет судей в этом вопросе Совет при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования правосудия, МВД РФ, Генеральная Прокуратура РФ. Но до настоящего времени этот вопрос еще не решен.

В период работы Совета этого созыва 31 декабря 1996 года был принят Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» в концепции, которую отстаивал Совет судей и Верховный Суд Российской Федерации.
Главное что отстаивал Совет судей в этом законе: сохранение всех действующих на тот момент судов (кроме уставных) как федеральных, входящих в единую судебную систему; образование Судебного департамента не в недрах исполнительной власти, а внутри судебной системы; полномочия высших судов и Совета судей при формировании бюджета судебной системы и полномочия по контролю за исполнением бюджета; введение института мировых судей. Все это удалось отстоять.

В соответствии со статьей 33 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» Совет судей получил полномочия по формированию бюджета судебной системы. Там сказано, что Правительство РФ разрабатывает проект федерального бюджета в части финансирования судов во взаимодействии с высшими судами и Советом судей и в случае разногласий прилагает к проекту предложения соответствующих судов и Совета судей.

Размер бюджетных средств, выделенных на финансирование судов в текущем финансовом году, может быть уменьшен лишь с согласия Всероссийского съезда судей или Совета судей.
Эта норма закона была использована Советом судей в борьбе с Минфином. Ситуация заключалась в том, что в апреле 1998 года Министерство финансов Российской Федерации со ссылкой на решение (даже не на постановление) Правительства Российской Федерации сообщило о сокращении финансирования расходов на содержание федеральной судебной системы на текущий год на 26,2 процента без согласования объема финансирования с Советом судей Российской Федерации. После продолжительных выяснений отношений, которые не привели к восстановлению финансирования судебной системы в полном объеме Президиум Совета судей Российской Федерации, усмотрев в действиях Министра финансов Российской Федерации признаки преступлений, постановил просить Генерального прокурора Российской Федерации возбудить уголовное дело в отношении Министра финансов Российской Федерации и других должностных лиц, виновных в незаконном сокращении бюджета судебной системы на 1998 год и неисполнении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 1998 года № 23-п по признакам преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) и ст. 315 (неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта).
Дальнейшее развитие полномочия Совета судей по контролю за бюджетом получили в Законе «О финансировании судов Российской Федерации», который был принят позднее (в январе 1999 года).

Для обеспечения более эффективной работы в Совете судей были созданы девять комиссий, которые на своих заседаниях, проводимых по мере необходимости, обсуждали различные вопросы обеспечения судебной деятельности и готовили предложения и рекомендации для рассмотрения на пленарных заседаниях Совета судей Российской Федерации.
Постановлением Совета судей Российской Федерации от 4 апреля 1997 г. были образованы комиссии:

30 марта - 2 апреля 1999 г. в г. Суздаль было проведено первое пленарное заседание Совета судей Российской Федерации, которое впервые обеспечивал Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. Заседание прошло успешно, на хорошем организационном уровне. Работники Судебного департамента проявили большое старание и ответственность.

Совет судей (2000-2004 г.г.)

 

27-29 ноября 2000 г. состоялся V Всероссийский съезд судей, избравший новый состав Совета судей, состоящий из 114 человек
Подробнее

Совет судей этого созыва в своей деятельности руководствовался прежде всего постановлением V Всероссийского съезда судей, в котором были сформулированы задачи органов судейского сообщества.

Одной из главных задач – укрепление независимости и самостоятельности судов при тесном взаимодействии органов судейского сообщества с органами законодательной и исполнительной власти как в центре, так и на местах.

Совет судей принимал активное участие в рабочей группе по разработке предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего деятельность судов, адвокатуры, прокуратуры и статуса судей, созданной распоряжением Президента Российской Федерации (руководитель группы – заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации Д.Н. Козак). Была развернута широкая общественная дискуссия, в которой принимали участие судьи, другие юристы, политики, ученые, журналисты. Основные споры разворачивались вокруг статуса судей, новых законопроектов и предложений, направленных на то, чтобы что-то отнять у судей или в чем-то их ограничить. Благодаря бескомпромиссной борьбе Совета за интересы судейского сообщества удалось избежать многих ошибок.
Одним из важных вопросов в деятельности Совета в этот период было обеспечение реализации принципов публичности и гласности правосудия, в том числе путем взаимодействия судов со средствами массовой информации.
Для этой цели была создана постоянно действующая комиссия по взаимодействию со средствами массовой информации (председатель комиссии – Майкова Л.Н.).
Судебная система оказалась в информационной блокаде, что лишило ее возможности публично отстаивать свои интересы, сделало ее уязвимой, и, в известной степени зависимой от интересов как отдельных социальных групп, так и конкретных лиц, что, в конечном счете, противоречит интересам общества, подрывает веру граждан в судебную власть и правосудие.

Для преодоления вышеизложенных негативных явлений Советом судей была принята Концепция информационной политики судебной системы, разработаны рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций между судебными органами и средствами массовой информации, связанных с защитой чести и достоинства судей.
Был проведен Всероссийский конкурс на лучший материал в средствах массовой информации о деятельности судов и судей, учрежден всероссийский журнал судейского сообщества «Судья», подготовлено обращение Совета судей к Президенту Российской Федерации В.В. Путину с просьбой предоставить эфирное время на телевидении, которое не было оставлено без внимания.
Неизменным в поле зрения оставались вопросы финансирования судов, оплаты труда судей и работников аппаратов судов, которыми занималась финансовая комиссия Совета судей.
Советом судей были утверждены Типовые правила внутреннего распорядка судов, перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, даны разъяснения по сложным и спорным вопросам применения статуса судей, подготовлена Инструкция о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям, подготовлен проект Кодекса судейской этики и проекты регламентов Всероссийского съезда судей и Совета судей Российской Федерации.

Внимание к людям, кадровая политика – одно из главных направлений деятельности Совета судей. По кадровым вопросам Совет судей вынес ряд постановлений, содержащих рекомендации Судебному департаменту, кадровым службам, органам государственной власти.

Особо следует отметить, что в период работы Совета судей этого созыва был принят Федеральный закон от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». История его такова: первоначальный проект был подготовлен Советом судей Российской Федерации, обсужден на IV Всероссийском съезде судей, внесен в Государственную Думу Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в порядке законодательной инициативы и был принят в первом чтении в 1997 году, а затем несколько лет лежал без движения.

В 2002 году к работе над законопроектом присоединилась Администрация Президента. Он был существенно переработан. Закон стал регулировать те вопросы, в том числе и регламентные, которые ранее решались самими судьями. Нормы представительства в органы судейского сообщества, их количественный состав, периодичность созыва, форма голосования (тайно или открыто) и другие вопросы депутаты решили за судей, пошел процесс огосударствления органов судейского самоуправления, которые являются вообще-то общественными организациями.

Этим составом Совета судей проведено 9 пленарных заседаний Совета судей и 16 заседаний Президиума. За это время Советом судей и его Президиумом вынесено 137 постановлений по различным вопросам, касающимся жизни судейского сообщества и судебной системы.

Это беглое перечисление некоторых цифр дает представление о той большой работе, которую проводили облеченные доверием коллег члены Совета судей, избранные V Всероссийским съездом судей, о той дополнительной нагрузке, которую они несли наряду с рассмотрением судебных дел.

Совет судей (2004-2008г.)

 

На состоявшемся 30 ноября - 2 декабря 2004 г. VI Всероссийском съезде судей председатель Совета судей Российской Федерации Сидоренко Ю.И. в своем отчетном докладе отметил: «В процессе судебной реформы проведена большая работа, в результате которой в России построена простая и понятная населению система судов, сформирован работоспособный судейский корпус, состоящий из наиболее квалифицированных юристов. В этих условиях нужно планомерно решать вопросы дальнейшего развития и совершенствования судоустройства, судопроизводства и должного организационного, прежде всего кадрового и финансового обеспечения судебной деятельности».

 

В настоящее время Совет состоит из 132 представителей от судов всех видов и уровней. (побробнее ) Согласно Регламента Совета судей, принятого VI Всероссийским съездом судей, Советом судей избран Президиум Совета судей в составе 17 человек (Председатель Совета судей Российской Федерации, его 3 заместителя и 13 членов Президиума).

 

VI Всероссийский съезд постановил: усилия органов судейского сообщества должны быть направлены на: существенное улучшение организационного обеспечения деятельности судов; укрепление гарантий независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения; улучшение материального и социального обеспечения работников аппаратов судов; повышение роли судейского сообщества и его органов в предотвращении коррупции среди судей; принятие более решительных мер по очищению судейского корпуса от недостойных высокого звания российского судьи; принятие дополнительных мер по усилению охраны судов, обеспечению безопасности судей и членов их семей; повышение уровня взаимодействия судебной системы со средствами массовой информации, придание этой работе системного, научно обоснованного характера.

 

За 4 года Совет подготовил в порядке законодательной инициативы 9 законопроектов и дал заключение по 71 законопроекту.

 

За отчетный период проведено 8 пленарных заседаний Совета судей Российской Федерации, 24 заседания Президиума, 2 семинара-совещания председателей советов судей субъектов Российской Федерации, 2 семинара-совещания председателей советов и руководителей управлений (отделов) Судебного департамента в Приволжском федеральном округе  и Сибирском федеральном округе.

 

Вынесено 182 постановления Совета и Президиума.

 

Работа Совета выполнялась в тесном взаимодействии с Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Судебным департаментом.

 

В центре внимания Совета судей были вопросы укрепления статуса судей и работников аппаратов судов. В частности, Советом судей и Президиумом Совета судей рассматривались вопросы о совершенствовании оплаты труда работников аппаратов судов и системы Судебного департамента; о законодательном закреплении вопросов психологического обеспечения судебной деятельности; о разработке научно обоснованных норм нагрузки на судей и работников аппаратов судов; о сокращении сроков назначения судей федеральных судов; о порядке обеспечения судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жильем; о ходе выполнения работ по информатизации судов; о концепции обеспечения безопасности федеральных судов общей юрисдикции техническими системами и средствами защиты; о формах реагирования судей на обращения граждан и должностных лиц по делам, находящимся в производстве судов; об организации медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения судей и членов их семей; об осуществлении финансового контроля за использованием средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование судов Российской Федерации и другие.

 

Была создана уникальная Государственная автоматизированная система «Правосудие», объединяющая в единое информационное пространство все суды общей юрисдикции и систему Судебного департамента. Совместно с Судебным департаментом разработаны и утверждены Методические рекомендации по формированию и размещению информации о деятельности судов общей юрисдикции в глобальной сети общего пользования Интернет на официальном интернет-сайте суда.

 

Советом судей совместно с Судебным департаментом 27 апреля 2006 г. были разработаны и утверждены Правила поведения работников аппарата суда, которые рекомендованы к руководству.

 
Все права защищены © 2024 Совет судей Астраханской области

Вход

Забыли пароль?